']); _gaq.push(['_trackPageview']); (function() { var ga = document.createElement('script'); ga.type = 'text/javascript'; ga.async = true; ga.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https://ssl' : 'http://www') + '.google-analytics.com/ga.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(ga, s); })();
gallery/1

Консалтинговая группа «Агроинвестсервис» 

 

Проект «Афанасий Никитин»:

«Экспортный потенциал российского АПК и Волго – Каспийский транспортно-логистический коридор»

 

Представление Проекта

 

Бизнес-идея Проекта

Организация в Поволжском регионе (далее – целевой регион) единой производственной и транспортно - логистической структуры, ориентированной на экспорт продукции российского АПК в страны Персидского залива, Восточной Африки и южной части Центральной Азии, а также в Индию преимущественно с использованием транспортно-логистического коридора «Волга - Каспий – транзит через Иран – Персидский залив»;

В целях настоящего проекта Поволжский регион включает субъекты Российской Федерации, входящие в Приволжский федеральный округ, а также Астраханскую и Волгоградскую области как территории, непосредственно примыкающие к Волго-Каспийскому транспортно-логистическому коридору.

Производство: Производство сельскохозяйственных культур имеющих высокий экспортный потенциал (зерновые, зернобобовые, масличные и иные), а также продуктов их переработки в Поволжском регионе, в том числе с вовлечением в оборот ранее выбывших из оборота и в настоящее время неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;

Логистика: Восстановление транспортно-логистического потенциала Волго-Каспийского транспортного коридора с использованием и реконструкцией элементов имеющейся портовой, транспортной и складской инфраструктуры;

Сбыт: Увеличение объемов экспорта и диверсификация рынков сбыта произведенной продукции в результате использования транспортно-логистического коридора «Волга – Каспий - транзит через Иран - Персидский залив»;

Проект предполагает использование модели частно-государственного партнерства.

Цели Проекта

Получение прибыли от реализации Проекта:

  • Операционная прибыль на всех этапах создания стоимости – производство, логистика, сбыт (трейдинг);
  • Рост капитализации бизнеса за счет повышения стоимости земли сельскохозяйственного назначения в целевом регионе и стоимости используемых в рамках Проекта транспортно-логистических мощностей;

Социально-экономическое развитие Поволжского региона:

  • Восстановление производства сельскохозяйственных культур на ранее выбывших из оборота землях сельскохозяйственного назначения; развитие сельских территорий;
  • Развитие смежных отраслей сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и транспорта в целевом регионе;

Геополитические задачи:

  • Альтернативный Средиземноморскому коридору выход на мировые рынки сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции глубокой переработки; обеспечение устойчивости российского экспорта;
  • Укрепление рыночных позиций РФ на мировом рынке продовольствия.

Предпосылки реализации Проекта

Возможность использования исторически сложившегося потенциала производства зерновых, масличных и других сельскохозяйственных культур, а также транспортного и логистического потенциала Поволжского региона;

Производственный потенциал:

Поволжский регион традиционно являлся одним из крупнейших зернопроизводящих регионов России. В 1990 г. посевные площади зерновых и зернобобовых культур в субъектах Российской Федерации, ныне входящих в Приволжский федеральный округ, а также в Астраханской и Волгоградской областях, составляли 24 млн. га, валовый сбор зерна составлял 39 млн. т. К 2016 г. посевные площади зерновых и зернобобовых культур сократились до 15 млн. га, а валовый сбор составил 29 млн. т. Площадь пашни, выбывшей из сельскохозяйственного оборота в данном регионе, превосходит суммарную площадь таких европейских стран как Дания, Бельгия и Нидерланды.

Потенциал возвращения в сельскохозяйственный оборот ранее выбывших посевных площадей зерновых и зернобобовых культур на территории целевого региона оценочно может составить порядка 8 млн. га. Дополнительный валовый сбор зерна за счет, как частичного увеличения посевных площадей (2-3 млн. га), так и интенсификации агротехнологий может составить порядка 8-10 млн. т.

Очевидно, что существующий уровень инфраструктуры региона не позволит вывезти подобный объем на экспортные рынки. Состояние инфраструктуры Поволжского региона также является препятствием для расширения экспорта сырого подсолнечного масла.

Транспортный потенциал:

Транспортный коридор от реки Волга до Персидского залива можно условно разделить на три составляющие: собственно бассейн реки Волга, Каспийское море и сухопутный транзит через Иран до побережья Персидского залива.

Река Волга традиционно являлась ключевой транспортной артерией Европейской части России. В советский период общий грузооборот внутреннего водного транспорта РСФСР достигал 250 млрд. т-км, в том числе грузооборот по Волго-Камскому бассейну составлял около 100 млрд. т-км. Для обеспечения больших объемов грузооборота была создана соответствующая инфраструктура, включающая портовые, гидротехнические сооружения, и флот. К настоящему времени грузооборот внутреннего водного транспорта Волго – Камского бассейна существенно сократился. Вместе с тем, основные элементы созданной в советский период портовой инфраструктуры частично сохранились и могут быть при определенных обстоятельствах вовлечены в деловой оборот.  

Сухопутный транзит через Иран имеет исторические корни. В годы Второй мировой войны транспортный коридор Персидский залив – побережье Каспийского моря обеспечивал транзит грузов, поставляемых в СССР по ленд-лизу в объеме до 100 тыс. т в месяц (всего за период поставок было перевезено свыше 4 млн. т грузов).

В настоящее время Иран активно развивает портовую логистическую инфраструктуру (порты Анзали и Амирабад), а также ведет работы по расширению сети железных дорог. Создание мощной инфраструктуры позволит не только увеличить внешнеторговый оборот, но и создаст возможности для крупномасштабного транзита сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров по территории Ирана в направлении соседних государств.

Сбытовой потенциал:

Целевыми рынками Проекта являются страны Персидского залива, Восточной Африки и южной части Центральной Азии, а также Индия, которые характеризуются высокими темпами роста численности населения и низким уровнем самообеспечения продовольствием. Данные страны традиционно импортируют значительные объемы зерновых, зернобобовых и масличных культур и продуктов их переработки.

Участники Проекта

Проект предполагается реализовать на базе частно-государственного партнерства, которое строится на основе следующих принципов: специальный правовой статус или режим Проекта; временная определенность (до 10 лет); открытая система для инвесторов.

Роли участников Проекта:

Частный Инвестор (Инвесторы) - Оператор Проекта: финансовые ресурсы, опыт и компетенции, управление Проектом на базе определенных партнерством KPI;

Государство: предоставление на льготных условиях активов (земля сельскохозяйственного назначения, в том числе находящаяся в федеральной собственности, инфраструктурные объекты); осуществление работ по поддержанию и развитию транспортной инфраструктуры (гидротехнические работы, шлюзы); целевая программа государственной поддержки сельского хозяйства и развития территорий и иное;

Возможно привлечение к участию в проекте финансовых и отраслевых партнеров.

Экономические и социальные эффекты Проекта

Реализация Проекта позволит решить следующие задачи:

Для государства: социально-экономическое развитие Поволжского региона, в том числе сельских территорий Поволжья; продовольственная безопасность; диверсификация экспорта и увеличение объемов валютной выручки; развитие смежных отраслей (водный транспорт, химическая промышленность, судостроение, строительство); укрепление геополитических позиций РФ на Ближнем и Среднем Востоке.

Для бизнеса: Операционная прибыль в связи с расширением возможностей экспорта продукции и рост капитализации бизнеса; укрепление рыночных позиций на новых значимых рынках сбыта.